ФСПН - главная страница Библиотека
Клягин С.В. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ - НОВАЯ ПРОФЕССИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ

Одной из определяющих тенденций развития российского рынка трудовых
ресурсов является его профессиональная дифференциация. Все более
разнообразные потребности экономики и бизнеса вызывают к жизни новые
специальности и новые должностные обязанности. Очевидно, что эти процессы
должны своевременно и со знанием дела учитываться как теми, кто ищет
работу, так и различными службами занятости.
В последнее время на страницах деловой прессы, в специальных
информационно-справочных изданиях, ориентированных на проблемы
трудоустройства, обучения и переподготовки персонала, все чаще встречаются
понятия "организационное развитие", "менеджер (специалист) по развитию
предприятия", "менеджер по развитию персонала" и т.д. Однако во многих
случаях остается неясным, что могут делать и чем должны заниматься эти
работники, какова специфика их подготовки и предъявляемых к ним
квалификационных требований. Поэтому предлагаемая вниманию читателей
статья и задумана для того, чтобы в общем плане охарактеризовать
содержание организационного развития, а также перспективы его оформления в
качестве относительно новой профессии в России.
Происхождение, цели и особенности организационного развития.
Организационное развитие (ОР) представляет особый вид деятельности,
который направлен на упорядочение производственных и управленческих
процессов на современном предприятии.
Концепция организационного развития сформировалась на основе различных
техник из области психологии, социологии и антропологии, применявшихся для
решения практических проблем деятельности компаний и фирм, постепенно. Сам
термин "организационное развитие" был введен в употребление Робертом
Блэйком, Хербом Шепардом и Джейн Моутон в период их работы в конце 50-х
годов в корпорации ESSO (в настоящее время Exxon). Со временем ОР стало
пониматься как совокупность скоординированных единой целью усилий, с
помощью которых человеческие ресурсы предприятия (сектора рынка)
изучаются, идентифицируются, вовлекаются в производство и развиваются,
причем такими путями и способами, которые повышают не только общий уровень
организованности экономических субъектов, но также их способность
самостоятельно планировать свою деятельность и разрешать, возникающие в
ходе нее проблемы.
Основное отличие ОР от других видов и форм работы с персоналом и
менеджерами предприятий состоит в рассмотрении организации как целостной
системы взаимодействующих и взаимоотносительных элементов. ОР есть
последовательное применение системного подхода к функциональным,
структурным, техническим и личностным взаимоотношениями в организации.
Программы ОР основываются на систематическом анализе проблем организации и
потребности ее руководства в изменении своего предприятия. Цель такого
рода программ состоит в увеличении организационной эффективности на основе
использования техник ОР. Принципиальная идея концепции ОР состоит в том,
что добиться устойчивого позитивного роста предприятия нельзя только за
счет отдельных импульсов, "подталкиваний". Напротив, организации, как
правило, нуждаются в самостоятельной систематической стратегии, которая
должна строиться и реализовываться на основе сочетания внешних усилий
(использование передового опыта развития, достижений науки, приглашение
консультантов и специалистов) и внутренних ресурсов предприятия.
На что же конкретно направлены усилия профессионалов ОР? Прежде всего, на
достижение баланса между и краткосрочными результатами (количеством
выпускаемой продукции и ее продаж, производительностью труда, доходностью
дела) и ценностями, которые ассоциируются с перспективными
(долговременными) ожиданиями развития предприятия (сплочение команды,
удовлетворение сотрудников от работы, подготовленность к изменениям на
рынке и в развитии бизнеса). Соответственно результатами деятельности
специалистов ОР являются: оптимизация организационно-функциональной и
организационно-управленческой структур предприятия, повышение его
готовности к изменению и развитию, модификация поведения людей в сторону
более позитивного отношения друг к другу, обеспечение индивидуального и
группового самоуважения персонала предприятия, сплочение командных усилий
лидеров предприятия, достижение общей удовлетворенности от работы. Кроме
того, даже крайне прагматически настроенные управляющие и предприниматели
видят в ОР и другие, более "конкретные" результаты: улучшение качества
продукции, повышение продуктивности производства, укрепление положения
предприятия на рынке, снижение текучести кадров, увеличение доходности
дела и т.д.
Основные стадии программ организационного развития.

ОР есть непрерывный процесс совершенствования организации, состоящий из
нескольких стадий. Эти стадии могут сильно варьироваться в различных
организациях и в деятельности различных специалистов, однако в основном
остаются неизменными.
Стадия 1. Осознание потребности в изменении.
Перед тем как программа изменений будет реализовываться, в организации
должна быть осознана и более или менее четко выражена потребность в
изменении. Такая потребность, обычно вызывается возникшими затруднениями в
жизни организации. Кроме того, важно, чтобы у ее руководителей и
сотрудников было желание изменить положение дел в лучшую сторону. Иногда
общее ощущение дискомфорта работникам организации сложно выразить в
каких-то более или определенных выводах и намерениях. В этом им также
может помочь специалист ОР.
Стадия 2. Вхождение в организацию агента изменения.
Агент изменения включается в работу по совершенствованию организации, если
он осознает (признает) необходимость изменения и развития организации.
Агентом изменения может быть менеджер или сотрудник организации, тогда он
будет выступать как внутренний агент изменения, а в случае, когда он
является приглашенным экспертом или консультантом, он выступает как
внешний агент изменения. Агент изменения должен определить, как он будет
включаться в систему организации-клиента и какова будет его роль.
Например, агент изменения может начинать свою работу на основе прямой
санкции высшего руководства компании или без такой санкции, при наличии
только общего одобрения и поддержки сотрудников организации.
На этой стадии для руководства и сотрудников организации важно правильно
определить отношение к агенту изменения и к его работе.
Стадия 3. Создания системы рабочих взаимоотношений агента изменения.
После того как в организации опознана потребность изменения и агент
изменения "принят на работу", начинаются развиваться деловые связи между
ним самим и организацией-клиентом. Развитие этих отношений является важным
фактором возможного успеха или неудачи программы ОР. На этом этапе важно
помочь агенту изменения установить открытые доверительные отношения с
сотрудниками организации, сформировать в организации атмосферу
сопричастности происходящим изменениям.
Стадия 4. Стадия сбора информации.
После того, как агент изменения "вошел" в организацию и установил рабочие
отношения с клиентом, необходимо начать сбор сведений о состоянии
предприятия (фирмы). Это важная деятельность, которая выполняется под
руководством и по методикам и агента изменения в интересах наилучшего
понимания существующего положения дел.
Хотя большинство фирм в повседневной деятельности способны использовать
громадный объем производственной информации, зачастую она может и не
представлять исчерпывающую картину состояния организации. Рамки или
глубину требуемой информации могут быть изменены с помощью интервью или
специальных опросников. Особенно важна полная информация о наиболее острых
и актуальных проблемах организации. Поэтому важно, чтобы менеджеры и
рядовые сотрудники не видели в агентах изменения своего рода
"проверяющих", от осведомленности которых вряд ли может быть какая-либо
польза.
Стадия 5. Диагностическая фаза.
После знакомства с информацией, относящейся к проблемной ситуации
организации, агент изменения и клиент совместно анализируют материал и
делают выводы о ситуации. Диагностическая фаза далее обычно используется
для определения проблем, которые требуют решения и для идентификации
факторов, влияющих на ситуацию. Вынесение и согласование "диагноза" должно
осуществляться при тесном взаимодействии руководства предприятия-заказчика
и специалистов ОР.
Стадия 6. Выработка планов действий, стратегий и техник их реализации.
Диагностическая фаза позволяет непосредственно перейти к осуществлению
действий или программ, нацеленных на разрешение проблем и увеличение
организационной эффективности. В этих программах применяются специальные
техники ОР, такие как групповой тренинг, программы обучения менеджеров,
командообразование, межгрупповое развитие, разрешение конфликтов и многое
другое. Использование этих форм работы требует определенного времени, но,
как показывает практика, выигрывают, в конечном счете, те фирмы, которые
не делают их полностью факультативными, а отводят для их реализации, по
крайней мере, часть рабочего времени.
Стадия 7. Мониторинг, корректировка и стабилизация программ действий.
Когда программа изменений запущена, важно вести наблюдение за ее
результатами и осуществлять стабилизацию желаемых изменений. Каждая стадия
программы ОР нуждается в мониторинге для получения обратной связи о
реакции сотрудников организации на предпринимаемые усилия по изменению
организации. Сотрудникам организации необходимо знать результаты
изменений, чтобы определять в дальнейшем линию своего поведения. Когда же
изменения произведены, положение организации стабилизировалось, мониторинг
необходим для определения мер по закреплению новых образцов деятельности,
сформировавшихся в организации. Если этого не сделать, система
обнаруживает тенденцию к регрессу к прежнему режиму или способу
существования. Организация-клиент, в конечном счете, должна приобрести
способность сохранять инновации без постоянной внешней поддержки.
Проблема стабилизации изменений и поведения работников, которые вполне
могут вернуться к прежней модели поведения - это реальная и очень важная
проблема реализации программ ОР во многих компаниях.
Стадия 8. Завершение программы ОР.
Конечной стадией является корректное завершение программы ОР. Если
организационная система действительно изменилась и стабилизировалась в
своем новом качестве, то потребность в наличии агента-изменения пропадает.
Если организация-клиент двигается в направлении независимости,
приобретения собственной способности к самообновлению (а это, прежде
всего, в интересах самой организации), то постепенное завершение
деятельности агента изменений выглядит естественным и легко выполняется.
Однако, может случиться и так, что организация-клиент становится слишком
зависимой от агента изменений. Тогда завершение их отношений может стать
довольно сложным и неоднозначно решаемым вопросом. Поэтому руководители
организации-заказчика должны заранее решить для себя, когда и в какой
форме программа ОР будет завершена.
ОР как социально-культурный и профессиональный институт.
Первая учебная программа на уровне доктора наук по подготовке специалистов
в области ОР была организована Г.Шепардом в 1960 в одном из американских
университетов. Через несколько лет со времени своего создания группа по
подготовке специалистов ОР быстро расширилась и превратилась в сообщество
более чем 50 специалистов, которые были вовлечены в процессы обучения и
консультирования, причем не только в США, но и по всему миру. В настоящее
время подготовка дипломированных специалистов в области ОР осуществляется
в ряде крупнейших американских университетов, в том числе Гарварде,
Йельском университете, Массачусетском технологическом институте. В США все
крупнейшие объединения специалистов по менеджменту и работе с персоналом -
Национальная ассоциация тренинговых лабораторий, Американская
Психологическая Ассоциация, Американское общество Обучения и Развития,
Академия Менеджмента - имеют профессиональные подразделения, которые
относятся к организационному развитию. Издаются десятки журналов по
проблемам ОР, выпускается много специальной методической литературы.
Если говорить о практической апробации ОР, то, прежде всего, необходимо
отметить опыт американской компании TRW systems. Возможно это предприятие
в настоящее время представляет собой пример одного из наиболее широко
используемых применений ОР в США. TRW systems, расположенная в Редондо
Бич, Калифорния, представляет собой наиболее масштабное применение ОР в
промышленности. В этой компании более 8000 работников вовлечены в одну и
более сессий по командообразованию и межгрупповым отношениям. 1200
инженеров и ученых посещают специальные тренинги по повышению
восприимчивости (sensitivity-training) для коррекции собственного
профессионального поведения и выяснения того, как к ним относятся другие
люди.
Число организаций, применяющих ОР быстро увеличивается. Помимо TRW
systems, Exxon, Union Carbide, ОР практикуют в настоящее время такие
компании, как American Airlines, Hotel Corporation of America, IBM, NASA
and Texas Instruments.
В России сфера использования ОР неуклонно расширяется, хотя профессия
специалиста по организационному развитию еще только складывается как
социальный институт. Работают несколько учебных центров и фирм, в которых
готовят специалистов по организационному развитию: Школа консультантов по
управлению (директор А.И.Пригожин), Консалтинг-Центр "Шаг" (президет
Е.Н.Емельянов). В июне 1996 года начала работу инициативная группа Moscow
O.D.Network, различными сотрудничества объединяющая более 50 специалистов,
в том или ином виде реализую



Сайт управляется системой uCoz