ФСПН - главная страница Библиотека
Социальные теории организации (аннотация к словарю-справочнику). В.В. Щербина

Предлагаемый словарь представляет собой справочное издание по
проблематике, которую автор именует "социальные теории организации". Хотя
название книги звучит не совсем привычно для искушенного читателя, само
предметное, или скорее межпредметное, поле этой дисциплины достаточно
давно сформировалось и знакомо специалистам по организации и управлению.
Эта та важнейшая часть теории организации (как по объему, так и по
значимости), которая связана с разработками в области социальных наук:
социологии, психологии, социальной антропологии, политических наук,
культурологии, институциональной экономики и др. Указанные дисциплины
различаются как по взгляду на организацию и пониманию ее природы, так и по
вкладу в формирование теории организации, однако их объединение возможно,
поскольку, во-первых, они рассматривают организацию или ее базовую
подсистему - социальную организацию - как специфический активный
социальный объект и одновременно коллективный субъект деятельности;
во-вторых, разработки и открытия в области каждой из этих наук зачастую
настолько переплетаются, что их просто невозможно оторвать друг от друга;
в-третьих, ни одна из этих дисциплин, включая и социологию организаций, не
может претендовать на то, чтобы обойтись без родственных дисциплин и
целиком охватить указанное предметное пространство. В то же время
выделенная автором сфера не полностью совпадает с тем, что сегодня
называется общей теорией или теорией организации. Поскольку общая теория
организации как специальная дисциплина давно сложилась, надо признать, что
она формировалась под влиянием не только социальных, но и других наук. В
рамках этой дисциплины отчетливо выделяется не менее значимая часть теории
организации с принципиально отличными теоретическими и методологическими
основаниями. Ее формирование основывается на идеях кибернетики, точных
науках, традиционной экономики и др. Отличительными признаками являются
императивность, рациональность, стремление к однозначности выводов и
формализации, что в весьма слабой степени может быть применено к
социальным теориям организации. Не ставя под сомнения значение достижений
в этой части организационной теории и не считая себя специалистом в этой
области, автор ограничивается констатацией ее принципиальных отличий от
выделенной им сферы в теории организации и оставляет ее в данном словаре
за пределами его рассмотрения. Теперь о проблеме, подтолкнувшей автора к
написанию словаря. Она заключается в том, что, с одной стороны, существует
большой объем разнообразных знаний о природе организации, накопленный за
длительный период (с конца ХIХ в. по 90-е гг. ХХ в.) в зарубежной и
отечественной науке, а с другой - отсутствуют работы, в которых эти знания
представлены в полном, достаточно систематизированном и осмысленном виде.
В таких условиях подготовка грамотных управленцев вряд ли возможна. Даже
для западной организационной науки в настоящее время характерна ситуация
разорванности, слабой связанности, мозаичности накопленных знаний. Мы
сталкиваемся с длинным перечнем теоретических моделей организации, обилием
используемых терминов, разнообразием их интерпретации, наконец, наличием
множества школ и подходов, что и позволяет в данном случае применить к
этой науке известную метафору "джунгли управленческой теории". В
отечественной организационной науке к этим проблемам прибавляется еще и
односторонность представлений о состоянии мировой организационной науки,
поверхностность взглядов, игнорирование сложности ее строения. К
сожалению, вышедшие за последнее время десятки публикаций на русском
языке, в том числе учебники и учебные пособия по общей теории организации
и социологии организаций, за редким исключением, например известная работа
Дж. Гвишиани "Организация и управление", дают весьма слабое представление
о богатстве и многообразии багажа социальной и общей теории организации.
Справочные издания в этой области практически отсутствуют. В этих условиях
особенно ощутима потребность в развернутом справочном издании,
восполняющем указанный пробел. Следует отметить три особенности данного
словаря. Во-первых, он написан на основе материала, собранного в процессе
подготовки лекций по социологии организаций и общей теории организации,
которые автор читал последние десять лет (начиная с 1988 г.) на
социологических факультетах Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова (МГУ), Московского государственного социального
университета (МГСУ), на факультетах менеджмента Высшей школы экономики
(ВШЭ) и Российского гуманитарного государственного университета (РГГУ), на
гуманитарном факультете Московского авиационного университета и в
университете при Институте социологии РАН. Во-вторых, это - авторский
словарь. В основном вся работа по отбору терминов, научная редакция
выполнены автором, и только отдельные статьи написаны специалистами,
разделявшими концепцию словаря. Специфика авторского словаря, естественно,
имеет как достоинства, так и недостатки. Отбор и трактовка терминов,
включенных в словарь, во многом определяются концептуальной позицией
автора и не лишены субъективных пристрастий. Очевидно и то, что участие
большого авторского коллектива позволило бы расширить перечень
рассматриваемых терминов и сделать содержание отдельных статей более
полным. Однако эти недостатки отчасти компенсируются целостностью взгляда
на изучаемую проблематику, что важно для понимания специфики любой научной
дисциплины. В-третьих, в словаре автор попытался интегрировать в единую
систему и рассматривать в едином контексте различные социальные теории.
При его разработке он исходил из соображений, что в словаре-справочнике
должны быть: включены и истолкованы все те понятия, которые общеприняты в
общей теории и социальных теориях организации и употребляются
представителями практически всех направлений и школ; выделены те термины,
которые являются ключевыми для понимания взглядов представителей ведущих
школ, направлений и подходов; представлены специфика и проблематика этих
направлений, школ и подходов. Словарь должен способствовать формированию у
студентов и аспирантов представления о социальной теории организации как о
дисциплине целостной по предмету изучения и проблематике, но в то же время
разнородной по представленным в ней школам и подходам, а также как о
динамично развивающейся области знаний, в которой полемика и дискуссии
являются неотъемлемым компонентом развития. В разделе "Персоналии"
приведены сведения о ведущих представителях школ, направлений и подходов,
внесших наиболее существенный вклад в развитие теории организации: даты
жизни, этапы деятельности, принадлежность к той или иной школе, специфика
концепции, проблематика, основные работы. Однако в силу объективных
обстоятельств (ограниченный доступ к информации) в словаре: во-первых,
содержатся далеко не все сведения о ведущих авторах; во-вторых, статьи не
вполне унифицированы по объему и содержанию (различная степень полноты
информации, иногда отсутствуют даты рождения и смерти и др.). Автор
надеется, что словарь-справочник поможет студентам и аспирантам, для
которых он в первую очередь и был создан, разобраться в проблематике,
логике и противоречиях развития социальной теории организации, а также
будет полезен преподавателям вузов, управленцам-практикам, управленческим
консультантам и другим категориям читателей, интересующимся
организационно-управленческими вопросами.



Сайт управляется системой uCoz